С начала 2014 года выросли всего три сектора: добыча полезных ископаемых, домохозяйства (некорпоративные семейные бизнесы, индивидуальные предприниматели и тому подобное), а также сельское хозяйство, которому помогли продуктовые контрсанкции. Хуже всего пришлось отраслям, напрямую зависящим от спроса населения: оптовой и розничной торговле, гостиницам и ресторанам.
«Слабая динамика обрабатывающей промышленности, прирост выпуска которой в июле 2016 года снова ушел в минус, ведет к деиндустриализации сжавшейся в ходе рецессии российской экономики», – пишет экономист Валерий Миронов в обзоре Института «Центр развития» ВШЭ.Получается, что пока экономика России движется не в сторону развития новых разнообразных отраслей с опорой на мощный внутренний спрос и инвестиции, а в противоположном направлении. Преломить этот тренд можно за счет производства товаров (помимо сырья), которыми можно будет заместить импорт и отправлять на экспорт, отмечает экономист. Сектор услуг, перегретый в годы дорогой нефти, до прежних уровней уже, видимо, не восстановится, констатирует он.
Вернуться к росту мешает высокая неопределенность будущего, которая сдерживает экономическую активность в стране. Кроме того, с начала нынешнего года наблюдается укрепление реального курса рубля, что делает отечественную продукцию менее конкурентоспособной на мировом рынке, пишет Миронов. По его мнению, нынешняя политика государства в России, которую бросает в крайности «от нерегулируемого рынка к Госплану», только усиливает неопределенность.
«Хорошо бы наконец изменить такой стиль существования», – советует экономист.Георгий Неяскин @ Slon via Twitter
No comments:
Post a Comment