На осенних каникулах совершила я, как бы это выразиться, сделку с совестью: приняла на обучение троих товарищей 12-13 лет из тех, кого, в общем-то, принимать не следовало. Для этого и проводится консультация: надо посмотреть на человека, а главное - на то, как он пишет текст.То есть, собственно, на процесс письма. После этого на результат письма смотреть уже необязательно: можно с закрытыми глазами перечислить все сделанные там ошибки с точностью 99,9 процента. Исправление его ошибок при нем и при родителях нужно больше самим родителям, а не мне, тк я-то там не увижу для себя ничего нового. Там гарантированно - и во всех случаях - будет нарушение слитности в пользу раздельности (на долго, на всегда, в догонку, в пол голоса, на зло, до тла, в пол оборота, пол книги, день в пустую, свернул в бок, пришел на утро). Все без исключения слова с НЕ будут написаны раздельно вместо слитно: не далеко, не интересный, не высокий, не на долго). Все слова типа "никакой", " ниоткуда", "нисколько" он напишет как " не какой", "не откуда" и " не сколько". Во всех словах с пропущенной гласной он со стопроцентной гарантией выберет О и Е, а не А и не И, которые именно так произносятся и слышатся: правЕльный, подлЕнный, привЕлегия, остОновка, мЕшень, плОкат, вЕтрина, бОгряный.
Подобные ошибки имеют свое название и являются диагностическими у всех дисграфиков: это следствие незрелости речевых систем, несформированности отдельных структур коры головного мозга, что у подростков является не патологией, а, скорее, досадной индивидуальной особенностью в онтогенезе. А если говорить открытым текстом - задержкой развития. Если такого учащегося спросить, как пишутся такие слова, он вам в устной форме, вероятнее всего, выдаст верный ответ. Однако тут же при письме он напишет все наоборот. Но чистым экспериментом это считать нельзя, так как много и таких, которым, сколько ни вдалбливай, и в устной форме двух слов не вяжут, и не в состоянии ответить вообще ни на один вопрос.
Так вот, речь шла вот о чем: по тому, как впервые пришедший к нам на консультацию подросток садится и начинает переписывать на листок наш текст, все его ошибки заранее предсказуемы. Двенадцатилетним дается полтекста - 50 слов. Надо просто вставить буквы. Запятые не проверяем - незачем. Он берет ручку и бросается копировать - именно копировать текст, не читая и не понимая, о чем там речь. Копирует он по одному слову. Написал слово на своем листке - перевел глаза на листок с текстом - нашел там следующее слово - смотрит снова в свой листок - написал его рядом с предыдущим. Какое слово идет дальше, он не знает и знать не может: ведь для этого надо понимать смысл. А такие дискретные, не связанные между собой механические действия не предполагают смысла и лексических значений слов. Максимум, на что хватает его внимания - это одно, в крайнем случае - два слова, которые он в состоянии списать, а дальше уже снова надо отрываться и глядеть в текст, с трудом находя там следующее. Если бы такую модель поведения при письме воспроизвел взрослый человек, то он с трудом бы выдержал даже один абзац - это крайне изматывает нервную систему и истощает внимание. А он, учащийся, только так и умеет, он так привык - неудивительно, что он ненавидит писанину всеми фибрами души, ведь сам процесс письма превращается для него в настоящую пытку. Такая модель поведения при письме говорит о слабом нейропсихологическом статусе подростка, задержке развития определенных структур коры г/м и зачастую свидетельствует об энцефалопатии. Вот в этом и состоит, как правило, причина его стойкой неуспеваемости по русскому. Сколько ни заставляй его дома переписывать упражнения и любые другие тексты и учить всякие правила - он все равно сядет, возьмет ручку и начнет склевывать из текста по одному слову, не понимая его смысла, и через короткое время начнет вытормаживаться, полностью отключив внимание. Еще более резко все это проявляется во время диктантов.
Наблюдая такую картину, мы тем не менее принимаем учащихся на занятия и обучаем их по программе "Без правил". На третий день обучения становится виден результат: проводится специальная работа. К концу, к десятому дню, они выравниваются: те самые - диагностические - ошибки резко падают и изменяется поведение при письме.
Тех, на кого все это не подействует, мы обязаны отсеять на консультации. Так вот на этот раз так не получилось. Одного специально, чтобы учить, привезли из другого города, не разворачивать же их обратно.. Двоих - наших - пришлось принять, потому что их заставила записаться к нам школьная администрация под угрозой отчисления, потому что, как оказалось, они практически не умеют писать, хотя один в 6-м, а другой так и вообще в 7-м классе. Все они при этом - учащиеся самых обычных общеобразовательных школ, а не каких-то там спец. Родители в один голос утверждают, что уж их-то самый "нормальный ребенок", только вот "книжек не читает".
Интересно, где же глаза и уши этих родителей? Уже то, что он до сих пор писать не научился и читает с большим трудом, должно было насторожить. На третий день обучения мы поняли, что парни сильно тормозят в развитии. Вызвали двоих на пару к доске написать по слову - каждый в свою колонку. Назвали эти два слова - а они не в состоянии выбрать, какое слово - их. Стоят и тупят. Одному надо было написать "сидит на кухне", а другому- "сутками напролет"(то есть ты пишешь, где слитно, а ты - где нет). Эта задача - кому надо что писать - оказалась для них невыполнима. Тогда мы им сами сказали: вот ты пиши это, а ты - то. Так один, потупив еще немного, с трудом нацарапал вместо "сидит на кухне" вот что: "с утками на пролет".
Это, может, и смешно, но по ряду позиций является так называемой ММД - то есть минимальной мозговой дисфункцией. При более тщательном обследовании выявились негрубые и неспецифические нарушения в статусе, свойственные лицам с нарушениями и задержкой развития, а главное - вот это намного хуже - полное отсутствие каких-либо интересов. Наш товарищ - из Питера - в 13 лет не в состоянии назвать ни одного просмотренного фильма( включая мультики), не говоря уже о книге. Кто основал Петербург, он не знает. Какая главная улица у нас, он тоже не в курсе. И вообще ни одной улицы и площади в СПб, кроме своей, на которой он живет, (Комендантский пр) он назвать не смог. Также он не видит разницы между рекой и озером, зайцем и котом, кроме того, что у одного "уши длинные". На все вопросы он только пожимает плечами. А так он во всем, конечно, "нормальный ребенок". Семиклассника тринадцати лет родители упорно продолжают считать "ребенком", нимало не заботясь, что он у них скоро и говорить разучится, все к тому идет. Его напарник - тот пока что в 6-м классе - сам не в состоянии обуться - ему нужна помощь бабки. И компьютер включить не умеет - ни сообщение напечатать, ни в группу ВК войти. А то мне многие читатели пеняют: пускай, мол, они сейчас не знают того, что знали мы, зато они умеют то, что не умеем мы - технический прогресс. Как бы не так. О том, чтобы найти нужную информацию в интернете, не может быть и речи. Практически никто из них не знает, что такое "Википедия", как надо действовать, если тебе задали подготовить небольшой доклад или просто сообщение по какой-нибудь теме.
Многие - а это я заметила по дискуссиям в предыдущих заметках - повальную безграмотность и невежество во всех областях связывают почему-то с избытком информации. Что-либо более глупое здесь трудно придумать. О том насколько информированы учащиеся, о которых идет речь, читайте предыдущий мой рассказ про "Членоугодие". Беседы и вынужденное общение с родителями наших учеников также не оставляют надежды. Мой рассказ о том, как я зря приняла на занятия этих трех товарищей, не случаен. Это были не просто дисграфики на фоне незрелости речевых систем, а олигофрены в степени дебильности. Не по справке, а по факту. Таких полно и среди взрослого населения. Все они социализированы и практически неотличимы от недебилов. Это не только не считается чем-то особенным и выходящим из ряда вон, а является вариантом нормы.Причина повальной безграмотности и дремучего невежества не в засилье компьютеров и "избытке информации", а в нарастающей дегенерации русскоязычного населения, то есть, по- простому говоря, в вырождении нации.
No comments:
Post a Comment