Tuesday, February 5, 2013

О патриотах на "Хаммерах" и советской науке

В моей ленте уже несколько упоминаний замечательного движения "Православных хаммеров" со ссылками на фотографии. Сочетание "православной духовности" с пин-аповскими девочками, конечно, интересно. Но ещё более, на мой взгляд, интересно сочетание антизападной риторики ("всякие там заморские «демократии»") с "дорогими машинами", которые, как известно, отнюдь не на КамАЗе делались. Мне кажется, что в этом суть нынешней кремлевской идеологии: как метко сформулировал navalny, на шевроне внутренних войск [...] логотип "Мерседес-бенц" с подписью "Во имя Христа и Ярилы". Причем без "Мерседеса" - никуда.

Тут важное отличие от идеологии Советского Союза. СССР стремился к мировому господству и всерьез рассматривал планы войны с Западом. Отношение к такой войне менялось: при Сталине её скорее хотели, при Хрущеве стали бояться, при Брежневе боялись уже до дрожи, но она всегда была реально просчитываемой возможностью. Отсюда следовал ряд важных выводов.

Во-первых, отношение к науке: нужна была Бомба, нужно было бактериологическое и химическое оружие. Это означало деньги на науку и на школьное образование с сильным уклоном в сциентизм. Кремлевское руководство, кстати, было отнюдь не глупо и вполне обучаемо: ошибку с генетикой, когда показалось, что можно оттоптаться на "ненужной науке" без вреда для военной машины, оно усвоило. В итоге решили кормить не только физиков с математиками, но и биологов, химиков и прочих астрономов: мало ли что понадобится. Подчеркну, что кормили не только саму по себе науку, но и широкое образование. В условиях советской экстенсивной экономики брали числом: будем ВСЕХ школьников учить законам Ньютона и строению лягушки. В куче школ это все пойдет прахом, и 90 процентов учеников усвоят от силы процентов 10 курса - неважно, оставшихся хватит, чтобы отобрать из них будущих инженеров и ученых. Это та же логика, что в советском овощеводстве: свезем силами доцентов с кандидатами кучу картошки в огромные хранилища. Три четверти сгниет - ну и пусть, оставшегося на суп хватит. Подчеркну, что при таком подходе учить детишек креационизму нельзя: если хочешь, чтобы кто-то над эволюцией сибирской язвы работал, изволь всем про Дарвина рассказывать.

Вторым следствием был общий тон пропаганды. Она была, конечно, антизападной. Но в этом антизападничестве был также оттенок собственного достоинства и даже какого-то уважения: Запад воспринимался как равный. Лучше всех это чувство сформулировал (и спародировал) Визбор: "Зато, говорю, мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди, говорю, планеты всей, мы впереди планеты всей!"

В СССР "Православные хаммеры" были немыслимы: и потому, что "православные", и потому что при всем своем патриотизме ездят на "Хаммерах", а не на "Газах". Почему же они возможны в современной России?

Главная особенность нынешнего руководства России состоит в том, что воевать с Западом оно не собирается. Нет, конечно, повоевать с Грузией вполне можно, можно и в дипломатической сфере наделать неприятностей - но масштаб уже не тот совсем. Воевать с Западом нельзя, во-первых, потому что там деньги, дети и недвижимость, а во-вторых, потому, что для серьезной войны нужны серьезные деньги. То есть раздутый военный бюджет - это хорошо, из него всегда украсть можно. И маленькая война вроде грузинской украденное спишет. Но подготовка к войне посерьезнее означает, что воровать надо сильно меньше, так как что-то должно остаться на реальные вещи, а не имитацию. И кто же на такое пойдет?

Из этого следует, что наука или сциентистское всеобщее образование уже не нужно. Если Бомба из реального оружия стала "неповторимым на все времена символом власти", то на хрена тратиться на всю эту муру? К тому же сциентизм - штука опасная, он умение думать воспитывает, и всегда есть вероятность, что кто-то это умение не по назначению применит. В итоге сто выпускников мехмата с биофаком будет бомбы делать да сибирскую язву выращивать - а сто первый начнет "Хронику текущих событий" издавать. Так что лучше воду в водопроводе освящать.

Далее, меняется тон пропаганды. Если раньше антизападные настроения были отношением к сильному, но в общем, равному противнику, то теперь равенство исчезло. Исчезла и известная искренность сочинителей: антизападный текст для "Православных хаммеров" не может не быть автопародией. Зато появились ноты истерики, комплекса неполноценности, интонации крыловской Моськи. Занятно, что эти ноты - единственная правда этой пропаганды, нечто, идущее от сердца. Именно они объединяют заказчика, автора и аудиторию. Все это вместе с изрядной дозой нуворишевских "блэкджека и шлюх" создает ощущение балагана, которого у соввласти было все-таки поменьше.

Да, в СССР были деньги на науку, а идеология не настолько сильно базировалась на мракобесии. Но за все надо платить, и платой в данном случае был милитаризм общества. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать монолог Жванецкого, прекрасно передавшего дух советской эпохи:

Меня возмущают те, кто возмущается.
Меня удивляют те, кто удивляется.
Ибо все претензии к нашей жизни отпадают, если с трудом понять и без труда сформулировать.
Наша жизнь солдатская.
И шутки солдатские.
И товары наши солдатские.
И утварь наша солдатская.
И разговоры наши солдатские.
И стадионы у нас солдатские.
И еда и командиры.
И жалобы наши солдатские и их обсуждения, и развлечения наши и их обсуждения, и намеки наши солдатские, и ответный хохот.
И жены наши солдатки.
И лечение, и похороны после него.
И архитектура наша простая казарменная.
И заборы, и ворота среди них.
И покрашенная трава.
И побеленные колеса.
А начальство наше генералы.
И дома у них генеральские.
И шутки у них генеральские.
И шапки у них генеральские.
И жены, и дети у них генеральские.
И лечение, и похороны после него.
А мода у нас солдатская.
И манера у нас одна на всех.
И вкус у нас один.
И тоскуем мы по Родине, как и положено солдату.

Является ли эта плата допустимой? Решать не мне.

No comments:

Post a Comment