В разговоре с Dmitriy Lisitsin сформулировал понимание того, почему невозможно освоение космоса в России силами государства. Всю нашу историю освоение новых территорий происходило у нас всегда силами промысловых ватаг, а вовсе не государства. Все, что государство присоединило оружием мы очень быстро растеряли. Все же, освоенное ватагами и артелями - до сих пор наше. Космос ничем не отличается. Элита же была и осталась рентной, те привычно собирает дань с промыслов, и в развитие вкладывать не способна.
Но мысль пошла дальше. В целом артель - это наиболее эффективная до-индустриальная форма деятельности. В ее основе - равномерное и справедливое распределение прибыли между участниками (доли). На том же принципе действовали средневековые торговые корабли (и пираты). И именно средневековая европейская артель запустила цикл глобальной экспансии европейцев (и русских).
В индустриальную же эпоху прибыль экспроприировала буржуазия и государство. Наемный работник лишился справедливой доли. В Европе это прошло с цивилизацией распределения благ (защита труда, справедливая оплата и благотворительность), в России же элита так и осталась в убеждении, что крепостной труд лучше, потому продолжает экспроприировать прибыль и платить гроши.
До настоящего времени в России элита понимает только два инструмента - облагать данью подданных (и в России самое высокотехнологичное в мире налогообложение), или развивать госкапитализм с крепостными. Народ же любит индивидуальный и ватажный помыслы, и не любит крепостной найм (кроме голодных времен).
Беда в том, что артель принципиально не масштабируемый вид бизнеса, не способный к масспродакшн. И элита, и народ сидит в доиндустриальной эпохе, и с трудом способны осваивать современные формы организации.
Выезжаем на гибридах. Например, в ресурсодобыче слились ватажный вид промыслов (геологоразведка и вахтовая добыча) с рентной корпверхушкой (которая не способна к инвестициям в долгую, но более менее делится с артелями). В военной и технологической сфере работает гибрид крепостных заводов артелями-КБ и супер-мастерами, в сумме способными производить уникально-штучный продукт (классический доиндустриальный «тульский завод»).
Для нормальной индустрии нет ни не-ренто-ориентированных управленцев, ни индустриальных рабочих, комфортных в найме и заинтересованных в кооперационно-стандартизованном процессе («китайцев»).
В этот институциональный тупик Россия уперлась с началом промышленных революций и выезжает только за свет богатства ресурсов и успешных завоевательных войн. Мы или массово закупаем технологии и заводы, либо их завоевываем и вывозим на свои территорию. Отдельные промышленники научились строить отдельные предприятия, но массового индустриального производства нет. К тому де госкапитализм реплицирует казенно-крепостные заводы, отжимая производства у успешных промышленников и опуская их до уровня своей компетенции.
Так что без институциональной трансформации новая технологическая волна только разобьет нас о рифы. Надежда на «КБ» и творческие ватаги тщетна - это не масштабируемо, и при любом похолодании эммигрирует, выстраиваясь в развитые и гибкие западные институты.
Расшить этот институциональный тупик пока крайне сложно, особенно в ситуации, в которой над этим никто не работает. «Поддержка стартапов» в России - это не инвестирование «личинок» корпораций, и финансирование артелей. Обучение и развитие «технократических» элит в России - это обучение «более честных» и верных вертикали «дворян», но в принципе они кроме как строить гибкие рентные политики не способны.
Должен быть выход из тупика. Продолжаю думать над этим.
No comments:
Post a Comment