Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ вот уже восемь лет как ищет в России элиту. О результатах поисков завлабораторией Валерия Касамара говорит коротко: "Это наша боль".
Ни высоко сидящие политические группы, ни экономические бонзы, ни творческие личности, если внимательно их проинтервьюировать, не отличаются в корне от "среднестатистического россиянина". Горизонт планирования у всех примерно одинаковый, взгляды и жизненные практики тоже. Во всей огромной стране не находится референтной группы, которая бы годилась на роль авангарда и цвета нации, готового за все отвечать.
В такой ситуации, как правило, последние надежды возлагаются на молодежь. Если взрослые и активные россияне ничего не хотят и не могут, то уж поколение игрека, зета, Путина и кого угодно еще просто обязано взять инициативу в свои руки. Схожие предположения побудили исследователей из Вышки проанализировать ценности наиболее продвинутой части молодежи — студентов, причем на небывало обширном эмпирическом материале: было опрошено более 6 тысяч учащихся из 109 вузов, расположенных во всех федеральных округах России. Признаки элитарности, готовность стать агентами развития в молодежных рядах искали с пристрастием. Нашли, однако, что-то еще.
Позаботьтесь о нас
Из приятного: современные студенты фактически первое поколение в России, не испытывающее ностальгии по СССР. Они бодро смотрят в будущее: 80 процентов уверены, что возможностей для самореализации у них сейчас больше, чем во времена их родителей. Они удовлетворены жизнью, здоровьем и качеством своего образования. Видимо, не так плохо у них и с достатком: только 32 процента вынуждены совмещать учебу с работой. Более того, современные студенты неожиданно спокойно относятся к тем, кто умеет зарабатывать, а 45 процентов из них даже убеждены, что нестарому и здоровому человеку в России быть бедным — просто стыдно. Наконец, они искренне считают, что воля к успеху, ум, талант и сообразительность у нас значат больше, чем связи и знакомства, и не против заняться предпринимательской деятельностью.
Получив такие данные, можно было бы заключить, что сегодняшние 17-22-летние — за активную инициативу, обладают достаточными ресурсами, чтобы ее проявить, и обеспечат стране желанную модернизацию. Но исследователи имели неосторожность углубить обычный опросник, обнаружив нечто неожиданное.
— Они больше не говорят, что хотят жить, "как в СССР", потому что все главные характеристики, которые их привлекали в СССР, студенты обнаруживают в современной России,— пояснила Валерия Касамара.— После Крыма ностальгии не стало: им нравится жить здесь и сейчас.
Попутно выяснилось, что коммунизм для отдельно взятого поколения значил вовсе не свободу, равенство, братство, а патриотизм и великодержавность. Юноши и девушки, желавшие возвращения в СССР, вовсе не собирались никого раскулачивать (богатство у них в почете), не хотели трепетать перед начальством (большинство уверено — "страх не должен быть определяющим мотивом в отношении власти и общества"), а мечтали о парадах и победах, о принадлежности к "державе" просто по факту рождения. Не случайно 68 процентов российских студентов твердо убеждены: наша страна может существовать только как великая держава. Причем главные характеристики России, которыми молодежь гордится, исключительно экстенсивны — это большая территория и численность населения.
— Те же 68 процентов студентов не хотят уезжать за границу (даже на временные учебу/работу), считая, что им важно быть полезными своей стране здесь и сейчас,— отметила Анна Сорокина, ведущий научный сотрудник лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ.— Особенно велико число патриотов в Крыму и Севастополе, а также в Северо-Кавказском федеральном округе. Только 26 процентов учащейся молодежи сегодня подумывают об эмиграции.
Исследование, кстати, обнаружило значимую корреляцию между уровнем патриотизма и наличием загранпаспорта: чем больше в том или ином субъекте РФ патриотов — тем меньше там загранов. Меньше всего их, ясное дело, в Крыму и Севастополе, а также в Северо-Кавказском федеральном округе.
По своим идеологическим взглядам "внуки перестройки" тоже оказались левыми. Может, они и говорят о пользе предпринимательства, о привлекательности богатства, но в том, что касается госустройства, настаивают: о всех должно заботиться государство. Против почти 70 процентов молодежи, требующей полных соцгарантий, держатся скромные 22 процента, согласные с тем, что соцгарантии должны предоставляться только тем, кто не может позаботиться о себе самостоятельно. Даже их родители в этом отношении "правее" (о социалистическом уклоне современной молодежи см. "Огонек" N 45 за 2016 год).
Слишком "само"
Еще одна важная черта молодежи, которая традиционно обнадеживала исследователей,— это стремление к самореализации. Предполагалось, что указанное стремление как-то автоматически ведет к готовности улучшить жизнь вокруг себя, взять ответственность за свое будущее и включиться в "инновационные практики". Но социологи из "Левада-центра" уже в начале 2010-х стали бить тревогу: возможно, фиксируя стремление к "самореализации", наши опросы на самом деле обнаруживали стремление к "самоутверждению" среди молодых, причем к пустому самоутверждению — "не порождающему новых смыслов"?..
— В западной практике "самореализация" и индивидуализм считаются чем-то в целом положительным, потому что горизонтальные связи в обществе там достаточно прочные и не дают этим "само-" принять разрушительные масштабы,— отмечает Наталья Зоркая, руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра".— Но поскольку у нас горизонтальные связи слабы, в российских условиях эти явления нужно оценивать с большой осторожностью. Молодые всегда отличались тем, что были более ориентированы на самих себя: они общество в обществе. Однако из этого вовсе не следует, что, вырастая, они станут носителями новых идеалов и обеспечат нам успешный "транзит". Это было бы слишком поверхностным выводом.
Вот и исследователи из НИУ ВШЭ столкнулись с побочными эффектами молодежной "самости":
— В опросе часто всплывала фраза "я хочу самореализоваться",— рассказывает Валерия Касамара.— Вроде бы здорово: человек смотрит в будущее. Но что она значит? А вот что: я хочу путешествовать, я хочу красиво выглядеть, быть интересным человеком, иметь друзей, а государство должно сделать так, чтобы у меня все это было. Студенты хотят красиво жить в сильной и богатой стране, но напрочь не видят, что у каждой медали есть оборотная сторона. Скажем, они хорошо относятся к предпринимательской деятельности и не против быть "бизнесменами". Но когда мы спрашиваем: насколько бы вы хотели в своей работе заниматься новым делом, связанным с риском, выясняется — никто этого не хочет. Хотят стабильности, зарплат, перспектив — и не хотят риска. То есть, рассуждая здраво, не хотят ничего предпринимать...
Похожим образом юные россияне относятся и к реформам. Если спросить их напрямую: нужны ли реформы стране — причем не только в сфере экономики, но и политики,— 75 процентов студентов бодро отвечают: нужны! Но из этого можно сделать только один вывод — на слово "реформы" аллергии у молодежи нет. А вот когда доходит до практики, большинство юных россиян оказываются сторонниками "тонких настроек". Идеология "тонких настроек", которую, по убеждению ученых из НИУ ВШЭ, исповедуют наши студенты, гласит следующее: в стране все должно быть так подправлено и отреформировано, чтобы нас это никак не задело. И чтобы мы, конечно, не принимали в этом никакого участия.
— Студенты сегодня, как и большая часть россиян, недовольны качеством российской элиты,— продолжает Валерия Касамара.— Но в отличие от многих других россиян они могли бы надеяться, что со временем сами станут этой элитой... Но нет. На элиту взгляд исключительно пассивный, внешний. Причем это утверждение справедливо и в отношении студентов собственно элитарных вузов — МГУ, МГИМО, которых мы отдельно опрашивали пару лет назад. Они ничем не отличаются от основной массы российского студенчества, а само студенчество — от массы россиян.
Минус один конфликт
Более того, в целом жизнерадостные студенты сохраняют даже фантомные боли и страхи своих старших соотечественников. Скажем, 66 процентов юношей и девушек боятся угрозы мировой войны, 69 процентов — обеспокоены неопределенностью будущего нашей страны, а 55 процентов тревожатся из-за угрозы разрушения современной цивилизации... Когда лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ проводила похожий опрос в Принстоне, оказалось, что ничтожное количество американских студентов боится чего-то подобного (см. "Огонек" N 12 за 2017 год). Это мы без образа врага никаких не можем, и сердцу — хоть пой, хоть не пой — постоянно тревожно в груди.
Страхи молодых россиян, конечно, поддерживаются современным информационным полем, но даже его влияния для такого стойкого воспроизводства фантомов было бы недостаточно. Заметим, что студенты — уже не телеаудитория, подавляющее большинство опрошенных ребят узнают новости из социальной сети "В контакте" (и здесь, кстати, опровергается утверждение, что переход от телевизора к интернету в корне меняет взгляды человека и делает его "либеральнее"). Фантомы, утверждения и установки, похоже, хорошо воспроизводятся в семьях, в самых сокровенных глубинах общества. В этом месяце ФОМ опросил подростков 15-17 лет, узнав у них, какие новости "из жизни страны и мира" они обсуждали в последнее время со своими родителями. Вот топ-5 тем: теракт в Санкт-Петербурге, события на Украине, нестабильная ситуация в мире — войны и теракты, обстановка в Сирии, акции протеста 26 марта. Какая картина мира может быть в голове у подростка, выросшего на таких "новостях из жизни"? Конечно, апокалипсическая. Захочешь тут чего-то предпринимать... Идеалы красивой и богатой жизни без проблем в этой связи можно воспринимать и как эскапизм ввиду неуютной реальности.— Мы много думали над результатами своего исследования, пытаясь понять, почему современные студенты в России кажутся такими инфантильными: хотят всего и сразу, не желая ни в чем участвовать,— рассуждает Валерия Касамара.— Одно из объяснений может быть связано с особенностями их воспитания. По родителям сегодняшних студентов распад СССР ударил больно — это молодежь 1990-х, которая должна была пробивать себе дорогу в новых условиях. Какие бы идеалы ни были в головах у той молодежи, повзрослев, на первое место она поставила материальные ценности. И, родив детей — сегодняшних студентов,— она очень хотела обеспечить им "достойную жизнь". Если не оставил ребенку квартиру, не можешь помочь ему материально, пусть даже своей пенсией, ты плохой родитель по меркам современной России. Гиперопека привела к инфантильности детей. Скажем так: воспитание в духе протестантской этики у нас не прижилось — и сегодня мы видим последствия.
Возможно, со временем именно провал "реформы воспитания" будет назван самой большой неудачей 1990-х. Но пока о том периоде не принято думать: согласно данным "Левада-центра", 90 процентов молодых людей в принципе не знают, что происходило в августе 1991-го. Начало новой России надежно стерто из памяти и студентов, и их родителей, чтобы жить "как в СССР".
А то, что современные студенты очень похожи на старшее поколение, кому-то может даже нравиться: скажем, ВЦИОМ в конце прошлого года обнаружив исчерпанность конфликта "отцов и детей" на российской почве, трактовал данный факт как залог стабильности. Воспитали себе подобных — это ли не счастье?.. Только не надо теперь ждать от них ничего нового и учить их ответственному поведению — лучше помогите материально.
>> Та же смута в головах и сбитые ориентирыОльга Филина @ Kommersant
No comments:
Post a Comment