Wednesday, November 11, 2015

Пушки вместо масла

Россия накачивает военные мускулы, экономя на «человеческом капитале»

Невзирая на экономический кризис, международные санкции и заметное падение доходов населения, Россия не откажется от разорительной гонки вооружений. Такой вывод следует из проекта бюджета 2016 года, официальное рассмотрение которого в Государственной Думе началось 1?ноября. Оборонные расходы федерального бюджета в следующем году вырастут на 0,8% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Речь идет о сумме оборонных расходов в 3,145 трлн. рублей, что составляет 4% ВВП. В то же время, как отмечают опрошенные «НИ» эксперты, в проекте бюджета заложено очередное сокращение расходов на здравоохранение и образование и гарантирована лишь одна индексация пенсий, никак не покрывающая годовую инфляцию.

Расходы на социальную политику, согласно проекту бюджета, увеличатся на 6,4% в 2016 году и составят 4,45 трлн. рублей, или 5,7% ВВП. Расходы на пенсионное обеспечение предполагаются на уровне 3,07 трлн. рублей, что на 7,7% превышает показатель 2015 года. Казалось бы, опережающие по сравнению с темпами военных трат расходы на «социалку» должны свидетельствовать о том, что дать россиянам «масло» для правительства важнее, чем наклепать пушек. Однако в действительности, как предупреждают эксперты, уже в будущем году целые категории бюджетников – пенсионеры, врачи, учителя – станут значительно беднее, чем сейчас. Ведь высокую инфляцию никто не отменял. В то же время весьма существенные, даже несмотря на кризис, оборонные траты по-прежнему будут лежать на плечах населения тяжелой ношей.

В целом расходы по статье «Национальная оборона» составят 3,145 трлн. рублей. Стоит напомнить, что еще в конце лета – начале осени в планах Минфина фигурировали суммы на 5–10% меньше, но затем началась военная операция в Сирии, и данные расходы снова были увеличены. В то же время внутри оборонных статей бюджета произойдет перераспределение средств. В частности, в будущем году не будет производиться индексация денежного довольствия военным. В то же время на ядерно-оружейный комплекс планируется потратить 48,3 млрд. рублей – что почти на 4 млрд. больше, чем в прошлом году. Более 5,4 млрд. рублей уйдет на мобилизацию и вневойсковую подготовку. Увеличены на 4% расходы и по статье «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» – до 311,2?млрд. рублей.

Каких-то трудностей на пути утверждения всех этих расходов не предвидится. Комитет Госдумы по обороне уже согласился с данными цифрами и рекомендовал российскому парламенту принять бюджет в первом чтении. Подобные траты власти обосновывают растущими глобальными угрозами. 30 октября президент Владимир Путин поставил перед Советом безопасности РФ задачу подготовиться к потенциальным ядерным, химическим и бактериологическим угрозам.

Однако, к счастью, третья мировая пока не началась. Между тем обычному населению страны, оказавшемуся в тисках кризиса, в повседневной жизни приходится сталкиваться с другими угрозами – социально-­экономического характера. И решения этих проблем в проекте бюджета будущего года люди не находят.

«Этот бюджет можно интерпретировать как угодно, но социально ориентированным его никак не назовешь. Таковым он может считаться только в чьем-то воспаленном воображении, – сказала «НИ» директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. – В нем значительно сокращены расходы на образование и здравоохранение, сильно пострадала пенсионная сфера. Индексация пенсий на 4% никак не соотносится с ожидаемым прогнозом инфляции, тем самым бюджет идет на прямое сокращение реального размера пенсий».

Действительно, сокращение (по сравнению с уровнем инфляции) или даже полный отказ от индексации пенсий и выплат для различных категорий бюджетников станет для властей серьезным источником экономии в 2016 году. Не предусматривается индексация стипендий студентам, аспирантам, докторантам, интернам и ординаторам, а также окладов госслужащих, судей и денежного довольствия военных.

Правительство отказывается от индексации пенсий работающим пенсионерам, прочие страховые пенсии решено пока повысить лишь на 4%, при том что инфляция по итогам нынешнего года составит, по всем прогнозам, не менее 12–13%. Законопроект, правда, предусматривает возможность повторного увеличения пенсий по итогам первого полугодия 2016 года, говорится в проекте бюджета. Но решение об этом будет приниматься дополнительно в зависимости от доходов казны, которые пока только снижаются по причине обрушения нефтяных котировок, санкций и экономического кризиса. В Минфине, по крайней мере, уже дали понять, что рассчитывать на повторную индексацию в будущем году пенсионерам едва ли стоит, поскольку это создает риски разбалансировки бюджета.

Кроме того, накануне кабмин одобрил проект о повышении пенсионного возраста госслужащих, а ранее ради наполнения казны в третий раз были заморожены пенсионные накопления. Расходы федерального бюджета на 2016 год в части финансирования зарплат врачам и учителям сократятся на 33,3 млрд. рублей по сравнению с тем, что планировалось на 2016 год в утвержденном в 2014 году законе на текущую трехлетку. Более 24 млрд. сэкономили на оплате труда педагогических работников, более 9 млрд. – на зарплатах медицинских работников.

Удивляться подобной «экономии» не приходится: в пояснительной записке к бюджету говорится, что формирование объема его расходов на 2016 год осуществлялось «исходя из уменьшения бюджетных ассигнований». Сведение концов с концами в бюджете предполагается за счет проедания «подушки безопасности» правительства – Резервного фонда, который, по прогнозам главы Минфина Антона Силуанова, может оказаться исчерпанным уже к концу 2016 года.

Казалось бы, в этих условиях, подвергнуть секвестру фантастически разросшийся оборонный бюджет – решение не менее логичное, чем посягать на и без того «бедные» здравоохранение и образование. Однако повторить судьбу предыдущего главы Минфина Алексея Кудрина, усомнившегося в 2012 году в оправданности триллионных трат на «оборонку» и впоследствии отправленного в отставку, никто не хочет. Так что затянуть пояса придется штатским.

Впрочем, многие законодатели считают, что в сегодняшних геополитических условиях сокращать траты на «оборонку» неуместно. Алексей Александров, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член «Единой России» на днях заявил, что нельзя экономить на военных – «они рискуют своей жизнью, защищая Родину в таких сложных условиях. Такой подход политически и идеологически неверен. Недоплачивать военным в такой ситуации – большая ошибка, я бы даже сказал подлость».

«Власти объясняют необходимость колоссальных военных трат тем, что «оборонка», кроме обеспечения национальной безопасности, может якобы подтолкнуть нашу забуксовавшую экономику к росту, – сказал «НИ» замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. – Однако в действительности, хотя оборонные сектора экономики и показали рост в 2015 году, в целом промпроизводство заметно упало. То есть пока что говорить об «оборонке» как локомотиве экономики не приходится». В то же время эксперт констатирует, что снижаются соцрасходы – на здравоохранение, образование – то есть на то, что создает «человеческий капитал» и призвано формировать инвестиции в будущее. «Бюджет, благодаря активным тратам из Резервного фонда и затягиванию поясов по социальным статьям, в 2016 году еще будет сбалансированным. Но этого запаса хватит ненадолго», – считает г-н Миронов.

С ним солидарен бывший министр экономики России, доктор экономических наук Андрей Нечаев. «На мой взгляд, наращивать расходы на оборону, сокращая затраты на образование, медицину, науку, – это не оптимальное решение. Именно вложения в «человеческий капитал» могли бы дать в дальнейшем импульс к росту экономики. Но такого бюджетного маневра действующая экономическая модель с акцентом на сырьевую направленность и доминирование госкомпаний не предусматривает», – отметил собеседник «НИ».

Сергей Путилов @ Новые Известия

No comments:

Post a Comment