Ещё в 1947 году Хуго Шмайсер, немецкий оружейный конструктор, написал письмо производителям автомата Калашникова уличая их в мошенничестве.
Версия о том что визитная карточка русского (советского) стрелкового оружия АК или автомат Калашникова является украденной идеей одной из моделей немецкого конструктора Хуго Шмайсера появилась почти 60 лет назад с момента «презентации» АК мировой общественности в ходе подавления венгерского антикоммунистического восстания в Будапеште в 1956 году. По сути СССР обвиняли в мошенничестве.
Версия о том что визитная карточка русского (советского) стрелкового оружия АК или автомат Калашникова является украденной идеей одной из моделей немецкого конструктора Хуго Шмайсера появилась почти 60 лет назад с момента «презентации» АК мировой общественности в ходе подавления венгерского антикоммунистического восстания в Будапеште в 1956 году. По сути СССР обвиняли в мошенничестве.
По этому вопросу было сломано немало копий. Будучи ижевцем и человеком горячо любящим историю своего родного города, ставшего родиной «АК», провозглашённом в 2007г. Президентом Путиным «Оружейной столицей России», оказавшись в Германии я не мог не посетить город Зуль в Тюрингии, в котором жил и работал Хуго Шмайсер, и из которого он в добровольно-принудительном порядке был вывезен на работы в Ижевск где и был работал на славу русской оружейной столицы с 1946 по 1952г.
В немецком Зуле мне попался на глаза документ, никогда ранее не публиковавшийся в России, хотя интересуясь вопросом, документы по нему, опубликованные когда либо, мне были известны.
Оказывается ещё в 1947г. Х. Шмайсер написал письмо директору ижевского номерного завода предъявляя претензии в нечистоплотности и невыполнении обязательств взятых на себя советской стороной при привлечении Х. Шмайсера к работам в Ижевске.
Прежде чем перейти к самому документу скажу заранее что напишу я не только о нём, но и проведу некоторые параллели, (тем более что их очень много), между судьбами города немецких и города русских оружейников и сделаю некоторые мировоззренческие выводы, выходящие за рамки анализа архивного документа, и собственно оружейно-конструкторской тематики…
Прежде чем перейти к самому документу скажу заранее что напишу я не только о нём, но и проведу некоторые параллели, (тем более что их очень много), между судьбами города немецких и города русских оружейников и сделаю некоторые мировоззренческие выводы, выходящие за рамки анализа архивного документа, и собственно оружейно-конструкторской тематики…
Теперь о самом письме – по существу суть его в том что Хуго Шмайсер пишет руководству ижевского предприятья о том что при привлечении его на работу в СССР ему была обещана зарплата в 5.000 рублей, однако условия договора советской стороной не выполнены и в первые же два месяца его работы в Ижевске ему заплатили только по 3.500 в месяц, а в дальнейшем снизили эту зарплату до 2.500 (то есть в два раза в сравнении с первоначально оговоренной). На этом основании Х. Шмайсер просит вернуть его обратно в Германию, где у него неизлечимо больной сын и больная жена, желание помочь которым только и заставили его отправиться в СССР.
Реакции на обращение Х. Шмайсера не последовало. Доверчивость некоему майору советской госбезопасности, вербовавшего Х. Шмайсера на работу в Ижевск, дорого обошлось последнему. Более того в ижевских архивах сохранились данные после этого на Х. Шмайсера гаденькие характеристики, где его «уличают» в «капиталистической психологии» и в том что он не имеет инженерного диплома, а посему не может быть эффективно использоваться. И это не смотря на то что в течении нескольких десятилетий он был автором оружейных конструкций использовавшихся в сильнейшей армии Европы.
После этого Х. Шмайсер относился к работе в Ижевске с подчёркнутой прохладцей, и по сути его пребывание в Ижевске с 1947 по 1952 годы стала первой «итальянской забастовкой» в Ижевске. При таком пренебрежительном на бумагах отношении к конструктору, советскому ВПК в Ижевске ничего не помешало использовать 10.000 листов технической документации и оборудование вывезенные с его предприятия в Ижевск.
Кроме самого Х. Шмайсера в Ижевске работало ещё полтора десятка его коллег из Зуля и других городов Восточной Германии, некоторые из которых были людьми с именем в оружейном мире. О быте этих людей достаточно хорошо свидетельствуют несколько фотографий той поры. Это были высокооплачиваемые специалисты, жившие в самом центре Ижевска в весьма комфортных условиях. Для их размещения был расселён целый дом по адресу ул. Красная 133, рядом с кафедральным Собором Александра Невского, превращённого в ту пору в кинотеатр «Колосс». Выселение из этого дома семей советской номенклатуры, ради расселения бывших «фашистов» вызвало настоящий шок и когнитивный диссонанс в ижевском послевоенном обществе победителей. Справедливости ради стоит отметить что силами немецких военнопленных в ту пору в Ижевске были отстроены целые городские микрорайоны, в частности «Соцгород», «Посёлок Машиностроителей», «Городок Металлургов».
Напротив дома немецких специалистов находилась «стекляшка» центрального ижевского продуктового Гастронома №1, что в дальнейшем привело к целому городскому анекдоту, о том как молодой сержант Калашников, бегал через дорогу за «Жигулёвским», для маститого немецкого инженера Хуго Шмайсера.
Тема работы Хуго Шмайсера в Ижевске, долго оставалась под запретом и грифом «секретно». Открыта она была только в начале 90-х. Однако даже тогда её комментаторы, уже после падения коммунистического режима в СССР, воспроизводили всю околесицу из советских характеристик на Х. Шмайсера. Смаковали и отсутствие инженерного диплома, а за членство в НСДАП называли приспособленцем и чуть ли не военным преступником.
Читать этот примитив неприятно. И налицо здесь двойные стандарты. Подчёркивающие эти «изъяны» в характеристике Шмайсера, сами не понимают что они тем самым описывают ровно такие же «изъяны» в характеристике советского фаворита М.Т. Калашникова. Как известно, М.Т. Калашников на момент запуска в производство АК-47 так же не имел не то что инженерного, а вообще никакого высшего образования, и даже паравоз до призыва на фронт видел всего один только раз – в момент депортации его раскулаченной семьи с Алтайского края в Тюменскую область.
Что же касается «приспособленческой» партийности, то будь Х. Шмайсер приспособленцем, он вполне мог бы вступить в воссозданную по приказу советской оккупационной организации Коммунистическую партию Германии, ведь смог же член КПСС М.Т. Калашников, вступить в «Единую Россию»…
Глупо смешивать инженерную мысль и партийную принадлежность. И здесь дело даже не в том, что КПСС и «ЕР» даже каждая в отдельности нанесли русскому народу бОльший невосполнимый урон чем НСДАП. Как справедливо отмечал сам М.Т. Калашников – «Конструктор-оружейник создаёт оружие для защиты солдата, а не для решения идеологических задач».
По иронии судьбы АК-47 ещё и выпускался на заводе Хуго Шмайсера в 70-80-е в ГДР по лицензии СССР вот с таким вот немецким обозначением этой модели (Фото из музея в Зуле)
Что касается самого спора об авторстве АК-47, думаю что название «Автомат Калашникова» вполне красивое, и уже вошло в историю. Некоторые мифы нет необходимости разрушать, хотя целая новая оружейная система чисто технологически не может иметь одного автора, и над ней работали если не сотни, то минимум десятки инженеров. Разделяю мнение ставшее сейчас практически общим – вероятнее всего М.Т. Калашников был автором главной революционной идеи автомата – газовозвратного механизма (и уже здесь чтобы её технически воплотить потребовалась работа многих специалистов), а вот применение холодной штамповки в производстве ствольной коробки, явно приехало в Ижевск из Зуля вместе с Х. Шмайсером и технической документацией его завода, где эта технология уже применялась ещё при производстве MP-43 визуально похожего на АК-47.
Ещё будучи Депутатом Ижевской Городской Думы неоднократно заявлял что работа немецких специалистов в Ижевске в 1946-52 годах вполне достойна мемориальной доски на доме по ул. Красная 133. Это только подчеркнёт то что Ижевск является не только «столицей русского оружия», но является мировым оружейным центром, в котором умеют использовать все преимущества международной инженерной и интеллектуальной кооперации.
Но это не делается только из соображений ложно понимаемого «престижа». Точно так же как в Ижевске никак не увековечена память и о первооснователях ижевского оружейного производства – восьмидесяти восьми немецких немецких мастеров привезённых в Ижевск ещё в 1807 году основателем Ижевского Оружейного А.Ф. Дерябиным. Уже тогда в Ижевск прибыли несколько мастеров из Зуля в числе мастеров из других немецких городов. И даже главный мастер Карл Попе отправился в путь в Российскую Империю именно из Зуля. Мы должны гордиться взаимообогащающим влиянием культур и инженерных школ, а не стыдиться её. России часто приходилось оказываться в роли догоняющей, но это говорит не о неполноценности её народа, а то что оставаясь открытой она всегда справлялась с решением этой задачи.
Вместо цивилизованного подхода у нас царит «совковость», и даже Тильзит, в котором был заключён «Тильзитский мир» давший толчок к основанию Ижевского оружейного, сейчас носит имя Советск. Такой вот «Советский мир между Наполеоном и Александром»…
И если Ижевск совсем недавно отмечал 200-летие своего оружейного производства, то его история в Зуле как минимум втрое старше. Поэтому и музей оружия в Зуле, сам расположенный в старинном кривом фахтвековом здании не уступает по богатству экспонатам в Ижевских музеях, а так же имеет экспозиции из более ранних оружейных эпох. При этом техническое оснащение немецких музеев даёт им большую фору перед российскими.
Автор у музея оружия в Зуле
Музей оружия находится в этих фахтвековых зданиях
Союз оружейников Зуля отмечает своё 200-летие. 1905 год
Автомат Калашникова в Музее Зуля
МР-43 в музее Зуля
18 век
У Германии тоже была своя Олимпиада...
Пулемёт времён Первой Мировой
Автомат МР-18, времён Первой Мировой. Самая массовая модель Х. Шмайсера
Такое вот специфическое оружие...
Пистолет Макарова из Зуля
Никогда не знал что из дамасской стали делали стрелковое оружие. К сожалению фото не передаёт всей красоты этих стволов.
И как оказалось не только Х. Шмайсер связывает русский Ижевск и немецкий Зуль. И там и там – и биатлон, и оружейное производство, и мотоциклетное производство, и автомобильное производство, и имперская история, и советское прошлое, и постсоветский упадок с очень похожими процессами социально-экономического упадка. Почти всё то что имеется в Ижевске, имеется и в Зуле, и это при том что население города всего 50.000 человек. Почти столько же сколько было в Ижевске до революции. Кто то назвал Ижевск «надорванным пупком империи» имея ввиду события антибольшевицкого Ижевско-воткинского восстания. Глядя на Зуль мы видим каким мог бы быть Ижевск без коммунистического эксперимента.
Зуль (Suhl) — город земли Тюрингия. Расположен на юге Тюрингенского Леса и окружен горами высотой 600—980 м. В горах есть залежи железных и медных руд, малахита, шпата и др.
В 1952 г. Зуль становится окружным центром ГДР. С 1994 по 2004 г. в поссоветский период население Зуля как и в Ижевске неуклонно сокращалось. Городом-побратимом Зуля в России является не Ижевск (с его немыслимыми венесуэльскими и венгерскими побратимами) а Калуга.
Оказался я здесь на русское рождество 2014 года, перед самой Олимпиадой в Сочи, посещая этап Кубка Мира по биатлону в Оберхофе. Сказывалось «глобальное потепление», и если в феврале в российском Сочи был снег, то на традиционно заснеженных горах Тюрингии он отсутствовал и был только искусственным на биатлонной трассе.
Оберхоф – деревушка в 6 км. от Зуля – там располагался центр олимпийской подготовки сборной ГДР. И если знаменитые биатлонные соревнований «Ижевская Винтовка» утратили всякое значение, а биатлонный центр России уехал оттуда где оружие, туда где газ – из Ижевска в Ханты-Мансийск, то Оберхоф и Зуль, заоборот стали тем местом где проводятся Чемпионаты Мира и этапы Кубка мира по биатлону. Баварские Рупольдинген и Гармиш-Партенкирхен не раздавили Оберхоф, а все вместе поднялись на новый уровень.
Рядом с оружейным музеем Зуля расположен мотоциклетный музей. Ещё одна параллель с Ижевском. Не знаю вывезли ли что-то из Зуля в Ижевск для мотопроизводства во времена советской оккупации, но по крайней мере один двигатель по лицензии из Зуля в Ижевске производился, хотя уже и в эпоху постсоветского упадка мотопроизводства и там и там.
Деревянный мотоцикл
Мотоциклы 1930-х
Мотоциклы 1940-х
Мопеды
Настоящий Тролль
Simson — бывшая немецкая компания, производившая оружие, автомобили, мотоциклы и мопеды. Во времена Третьего Рейха завод был отнят у еврейской семьи Симсон, был переименован несколько раз при власти нацистов и коммунистов. Название «Симсон» было вновь введено в качестве торговой марки в ГДР.
В 1983 году компания продала лицензию на двигатели «Simson M531/541 KG-40 в Ригу и Львов. Также после закрытия производства лицензия была продана заводу «Молот» в Вятских Полянах, и Ижевск где этот двигатель устанавливался на «Иж Корнет».
Изначально завод выпускал ружейные шомпола и штыки. С 1871 года Гершель Симсон стал выпускать велосипеды. С 1880 года стали делать охотничьи ружья, получившие мировую славу. С 1907 по 1934 годы фирма стала выпускать и автомобили, в том числе и гоночные.
В 1934 году хозяина фирмы Артура Симсона арестовали нацисты и посадили его в тюрьму, он смог освободиться, отписав им свой завод, а сам перебрался в Америку. (По сути такая же техника отжима бизнеса была потом применена в РФ к хозяину НТВ Гусинскому и хозяину Юкоса Ходорковскому.) С этого момента евреи к фирме уже прямого отношения не имели. После Второй мировой войны фирменную марку Simson сохранили. С 1953 года на ней стали выпускать мотоциклы Simson AWO-425. AWО-425 (АВО-425, Simson-425) — мотоцикл, производившийся на бывшем оружейном заводе «Simson» в немецком г. Зуле. С 1950 по 1952 гг. мотоцикл поступал в Советский Союз в счёт репараций. Обозначение «АВО» — сокращение от «Автовело». Модель мокика Schwalbe KR51/1 за свои ходовые характеристики и неповторимый дизайн, до сих пор в Германии считается культовой, по популярности не уступая даже итальянской «Веспе».
Последние мокики марки Simson были изготовлены в конце 2002 года, а с 1 февраля 2003 года фирма «Simson» была объявлена банкротом и прекратила своё существование. Примерно в это же время и ижевское мотопроизводство было продано китайцам.
Как и Ижевск, Зуль производил и автомобили. После разделения Германии на ФРГ и ГДР в Восточной Германии остались два завода БМВ, вскоре фирма сменила название на EMW и синие сектора на эмблеме стали красными.
Остаётся только удивляться, как 50-тысячный город имеет такое многообразие различных производств, сопоставимое с 600-тысячным Ижевском. Ответ прост – бурное развитие частной промышленной инициативы на рубеже 19-20-го веков. В этом отношении это тоже очень походит на Ижевск того периода – в период когда казёный Ижевский Оружейный передавался в аренду, и моментально частная инициатива дала начало ещё множеству предприятий.
Мопеды
Настоящий Тролль
Simson — бывшая немецкая компания, производившая оружие, автомобили, мотоциклы и мопеды. Во времена Третьего Рейха завод был отнят у еврейской семьи Симсон, был переименован несколько раз при власти нацистов и коммунистов. Название «Симсон» было вновь введено в качестве торговой марки в ГДР.
В 1983 году компания продала лицензию на двигатели «Simson M531/541 KG-40 в Ригу и Львов. Также после закрытия производства лицензия была продана заводу «Молот» в Вятских Полянах, и Ижевск где этот двигатель устанавливался на «Иж Корнет».
Изначально завод выпускал ружейные шомпола и штыки. С 1871 года Гершель Симсон стал выпускать велосипеды. С 1880 года стали делать охотничьи ружья, получившие мировую славу. С 1907 по 1934 годы фирма стала выпускать и автомобили, в том числе и гоночные.
В 1934 году хозяина фирмы Артура Симсона арестовали нацисты и посадили его в тюрьму, он смог освободиться, отписав им свой завод, а сам перебрался в Америку. (По сути такая же техника отжима бизнеса была потом применена в РФ к хозяину НТВ Гусинскому и хозяину Юкоса Ходорковскому.) С этого момента евреи к фирме уже прямого отношения не имели. После Второй мировой войны фирменную марку Simson сохранили. С 1953 года на ней стали выпускать мотоциклы Simson AWO-425. AWО-425 (АВО-425, Simson-425) — мотоцикл, производившийся на бывшем оружейном заводе «Simson» в немецком г. Зуле. С 1950 по 1952 гг. мотоцикл поступал в Советский Союз в счёт репараций. Обозначение «АВО» — сокращение от «Автовело». Модель мокика Schwalbe KR51/1 за свои ходовые характеристики и неповторимый дизайн, до сих пор в Германии считается культовой, по популярности не уступая даже итальянской «Веспе».
Последние мокики марки Simson были изготовлены в конце 2002 года, а с 1 февраля 2003 года фирма «Simson» была объявлена банкротом и прекратила своё существование. Примерно в это же время и ижевское мотопроизводство было продано китайцам.
Как и Ижевск, Зуль производил и автомобили. После разделения Германии на ФРГ и ГДР в Восточной Германии остались два завода БМВ, вскоре фирма сменила название на EMW и синие сектора на эмблеме стали красными.
Остаётся только удивляться, как 50-тысячный город имеет такое многообразие различных производств, сопоставимое с 600-тысячным Ижевском. Ответ прост – бурное развитие частной промышленной инициативы на рубеже 19-20-го веков. В этом отношении это тоже очень походит на Ижевск того периода – в период когда казёный Ижевский Оружейный передавался в аренду, и моментально частная инициатива дала начало ещё множеству предприятий.
Пешеходная улица в центре Зуля
Так могла бы выглядеть в Ижевске ул. Базарная (ныне М. Горьгого) если бы не совок
Лавка в доме 17-го века торгует мёдом и южно-тирольским вином
Часовня на склоне окружающих Зуль гор.
Дом Культуры в центре Зуля чем то напоминает ДК в Воткинске. Давно не работает. Лишь висит в окне афиша с 90-х на танцы "Для тех кому за 30"
Здесь находится торговый центр и мото-музей
Бронзовые немецкие дети на самокате.
Памятник на ярмарочной площади.
Фахтверк
Ещё один фахтверк
памятник героям войны 1870 года (А в Ижевске забыли всех героев, всех войн России)
Мост на въезде в Зуль. Построен после воссоединения с Западной Германией. (Как жаль что у РФ после освобождения от совка не оказалось "Западной России"). Высота - где-то метров 150. Дома на ближнем фоне не передают масштаб. Масштаб передаёт фура едущая по мосту (если Вы её рассмотрите)
В Зуле в отличие от Ижевска к своей истории относятся бережно, т.к. не пережили большевицкие времена в их самой людоедской форме. В старой части города сохраняются исторические здания начиная с 16-го и заканчивая началом 20-го века. В городе всего несколько многоэтажек – в этом и есть преимущество города который не раздували в десять раз за пол-века. По существу сегодня в Зуле живёт столько же народа сколько и 100 лет назад. Без советской гигантомании мы имели бы сейчас такой же город со своим лицом, и повёрнутый своим лицом к своим жителям.
В Ижевске историческая часть которого была снесена большевиками полностью, ради уничтожения её русской истории, сегодня продолжается уничтожение её остатков. Предыдущий президент Удмуртии снёс историческое Здание Заводоуправления, нынешний президент УР безмолвно наблюдает за разрушением Главного Корпуса Ижевского Оружейного Завода. Городские и республиканские власти совместными усилиями уничтожают места захоронения ижевцев, осваивая бюджеты на строительстве объектов на их месте. В Ижевске выкопали могилы всех ижевских кафтанщиков (элиты мастеров Ижевского Завода и выкинули их на помойку). Территорию Успенского кладбища власти Ижевска отдали под азербайджанское кафе, где сейчас бухают россияне.
В общем, правят Ижевском и сейчас такие же мелкие мошенники, что и в те времена когда сержант Калашников бегал за «Жигулёвским» для Хуго Шмайсера. Благодаря их «руководству» России с войной или без войны, возможно, придётся пережить катастрофу такого же масштаба что и Германия в 1945-м., только у разложившегося их стараниями общества шанса на повторение чуда немецкого возрождения не будет…
No comments:
Post a Comment